Если вы читаете книги по философии, религии и психологии, занимаетесь практиками, а жизнь становится только сложней и непонятней, то возможно, вы идете верным путем, но идете неправильно. Что это значит?
Например, все мы знаем о пользе йоги. Мы понимаем, что заниматься физическими упражнениями - это правильный путь к здоровью тела. Но если серьезно заниматься йогой без хотя бы общего понимания анатомии асан и техники безопасности, то можно просто остаться инвалидом. Это значит идти правильным путем, но идти неправильно.
Тот же принцип можно распространить на работу с психикой и разумом, к которой мы относим занятия философией, религиозные практики и психотерапию. Но в этой статье я бы хотел поговорить именно о философии, как объедении рационального и духовного. Психология же и религия, могут быть как-бы отельными разделами философии.
Изначально философия, будь-то ее античные, китайские или индийские начала, была прежде всего образом жизни. Целью этого образа жизни было достижение человеком благополучия или говоря еще проще, счастливая и безмятежная жизнь.
Такая философия больше чем психология, так как включает в себя мироощущение и миропонимание. Она включает в себя целостное видение мира. При этом психология остается ее важным аспектом, как знание о человеке, включенного в жизнь космоса (целого). К тому же психология - это исторически последняя наука, которая выделилась из философии. Многие вопросы, которые ставит сейчас экспериментальная психология, как например наличие свободы воли или "я" - это прежде всего вопросы философского значения.
Живая философия - это всегда искусство быть, а не искусство рассуждать и говорить.
Когда же философия теряет свою цель, став бесконечно рассуждать о бытии и небытии, идеальном и материальном, языке и вещах, она перестает быть философией и становится схоластикой. Когда психотерапия, вместо улучшения адаптации, запутывает нас в этих треугольниках картмана, созависимостях, внутренних детях и взрослых, то делает ли это нас счастливыми? Когда религия отчуждает нас от мира, от настоящей жизни в обещании вечного счастья когда-то потом, уверены ли мы, что это подлинный путь к благополучию?
Как писал Пьер Аден, один из историков философии и собственно живой философ, напоминавший нам о ведущем значении практики в философии: "Что же все-таки наиболее полезно для человека как человека? Бесконечно рассуждать о языке или о бытии и небытии? А не лучше ли научиться жить по-человечески?"
В основу Школы Осознанности положена практика, которая развивает Осознанность, как способ глубоко личным образом созерцать, ощущать, понимать Мир. Под миром мы понимаем весь поток сознания, поток нашего опыта. То есть этот Мир объединяет в себе внутреннее и внешнее. Такое понимание дает нам возможность гармонично взаимодействовать с внутренними и внешними процессами, выбирать и даже лучше сказать, создавать свои реакции, свое отношение. Это и есть подлинная свобода, доступная человеку.
Как писал Виктор Франкл "Вы можете лишиться всего в жизни, кроме одного — свободы выбирать реакцию на происходящее. Вот что определяет качество прожитой нами жизни — не богатство или нищета, не слава или неизвестность, не здоровье или мучения. Качество нашей жизни определяется тем, как мы относимся к этим реальностям, какое значение мы им приписываем, какое состояние души они нам создают."
Поэтому в Школе Осознанности мы становимся философами в том смысле, что живем осознанно, живем бодрствуя. С другой стороны, практики Осознанности и медитации - это именно научный практический метод когнитивно-поведенческой терапии, так как они оказывают положительное воздействие на наши ключевые когнитивные функции, эмоциональное состояние, поведение и следовательно на то самое субъективное благополучие, которое и является целью практической философии.
Мы в прямом смысле слова начинаем раскрывать свой человеческий потенциал с помощью регулярной практики. Мы развиваем и подкрепляем здоровые состояния ума, методом регулярной и правильной тренировки. Мы уменьшаем влияние нездоровых состояний ума, развивая навыки саморегуляции. То, что практикуется - улучшается. Практика совершенствует нас и наши отношения с Миром. Теперь мы не живем как попало, как придется, как сложилось. Мы можем жить по-человечески.
Поэтому нам важно периодически спрашивать себя: "Зачем я практикую?", "Зачем я читаю книги, слушаю лекции, смотрю видео на ютуб, прохожу тренинги и ретриты?", "Как эта информации влияет на мои ощущения, чувства, отношения с собой и окружающим миром?", "Куда ведет тот путь, которым я иду?", "Правильно ли я иду по этому пути?".
P.S. Поза нашего тела часто выражает наше отношение к жизни, наше ощущение себя. Посмотрите на позу для дзен-медитации. Рядом поза Роденовского "Мыслителя".