19.06.2020

Идти верным путем,
но идти неправильно

Если вы читаете книги по философии, религии и психологии, занимаетесь практиками, а жизнь становится только сложней и непонятней, то возможно, вы идете верным путем, но идете неправильно. Что это значит?

Например, все мы знаем о пользе йоги. Мы понимаем, что заниматься физическими упражнениями - это правильный путь к здоровью тела. Но если серьезно заниматься йогой без хотя бы общего понимания анатомии асан и техники безопасности, то можно просто остаться инвалидом. Это значит идти правильным путем, но идти неправильно.

Тот же принцип можно распространить на работу с психикой и разумом, к которой мы относим занятия философией, религиозные практики и психотерапию. Но в этой статье я бы хотел поговорить именно о философии, как объедении рационального и духовного. Психология же и религия, могут быть как-бы отельными разделами философии.

Изначально философия, будь-то ее античные, китайские или индийские начала, была прежде всего образом жизни. Целью этого образа жизни было достижение человеком благополучия или говоря еще проще, счастливая и безмятежная жизнь
Такая философия больше чем психология, так как включает в себя мироощущение и миропонимание. Она включает в себя целостное видение мира. При этом психология остается ее важным аспектом, как знание о человеке, включенного в жизнь космоса (целого). К тому же психология - это исторически последняя наука, которая выделилась из философии. Многие вопросы, которые ставит сейчас экспериментальная психология, как например наличие свободы воли или "я" - это прежде всего вопросы философского значения.
Живая философия - это всегда искусство быть, а не искусство рассуждать и говорить.
Когда же философия теряет свою цель, став бесконечно рассуждать о бытии и небытии, идеальном и материальном, языке и вещах, она перестает быть философией и становится схоластикой. Когда психотерапия, вместо улучшения адаптации, запутывает нас в этих треугольниках картмана, созависимостях, внутренних детях и взрослых, то делает ли это нас счастливыми? Когда религия отчуждает нас от мира, от настоящей жизни в обещании вечного счастья когда-то потом, уверены ли мы, что это подлинный путь к благополучию?

"Что же все-таки наиболее полезно для человека как человека? Бесконечно рассуждать о языке или о бытии и небытии? А не лучше ли научиться жить по-человечески?"
Как писал Пьер Аден, один из историков философии и собственно живой философ, напоминавший нам о ведущем значении практики в философии

В основу Школы Осознанности положена практика, которая развивает Осознанность, как способ глубоко личным образом созерцать, ощущать, понимать Мир.
Поэтому в Школе Осознанности мы становимся философами в том смысле, что живем осознанно, живем бодрствуя. С другой стороны, практики Осознанности и медитации - это именно научный практический метод когнитивно-поведенческой терапии, так как они оказывают положительное воздействие на наши ключевые когнитивные функции, эмоциональное состояние, поведение и следовательно на то самое субъективное благополучие, которое и является целью практической философии.

Мы в прямом смысле слова начинаем раскрывать свой человеческий потенциал с помощью регулярной практики. Мы развиваем и подкрепляем здоровые состояния ума, методом регулярной и правильной тренировки. Мы уменьшаем влияние нездоровых состояний ума, развивая навыки саморегуляции. То, что практикуется - улучшается. Практика совершенствует нас и наши отношения с Миром. Теперь мы не живем как попало, как придется, как сложилось. Мы можем жить по-человечески.

Поэтому нам важно периодически спрашивать себя: "Зачем я практикую?", "Зачем я читаю книги, слушаю лекции, смотрю видео на ютуб, прохожу тренинги и ретриты?", "Как эта информации влияет на мои ощущения, чувства, отношения с собой и окружающим миром?", "Куда ведет тот путь, которым я иду?", "Правильно ли я иду по этому пути?".

P.S. Поза нашего тела часто выражает наше отношение к жизни, наше ощущение себя. Посмотрите на позу для дзен-медитации. Рядом поза Роденовского "Мыслителя".