Когда мы включаем аудиозапись, где голос инструктора под приятную музыку ведет наше внимание, то нам проще расслабиться, мы меньше отвлекаемся. Но в этом случае не развивается ключевой навык, который должна развивать полноценная практика осознанности. Что это за навык? Это умение управлять своим вниманием. Кроме того, мы не учимся регулировать свое состояние, так как его регулирует голос инструктора и музыкальный фон.
Это похоже на то, что мы приходим в тренажерный зал и инструктор учит нас технике выполнения упражнения, придерживая гантели и штанги. Или мы учимся стрелять из лука и инструктор помогает нам своими руками натягивать тетиву, целится за нас и отпускает наши пальцы. Как этап обучения - это нормально и полезно. Но будет ли полезно, если на этом этапе обучение остановится и мы все время будем просить инструктора поднимать вместе с нами гантелю или стрелять из лука?
Поэтому использование приложений с аудио инструкциями или аудиозаписей, без перехода к самостоятельной практике делают нашу практику только средством релаксации. Это мало чем отличается от теплой ванны с аромасвечами или прослушивания трека в стиле эмбиент. В этом конечно нет ничего плохого. Но это не совсем про классическую медитацию из буддийской традиции и совсем не практику осознанности.
Чтобы медитация могла изменить жизнь и нас самих, стать инструментом трансформации, важно выполнять ее самостоятельно, с опорой на свое внимание и внутреннее состояние.
Стас Атман - когнитивно-поведенческий психолог. Автор проекта «Школа осознанности»