Из этой аналогии становится понятны следующие моменты:
1. Формальная и неформальная практика имеют важное значение. Например, eсли мы развиваем самосострадание только на подушке или стуле для медитации, но не привносим его в жизненные ситуации, оно не сможет оказать влияния на наше ментальное здоровье и благополучие.
2. Неформальная практика не может полноценно заменить формальную практику, как переноска пакетов из супермаркета до машины не заменит по эффективности тренировку с гантелей в зале.
3. Формальная практика создает условия для неформальной практики.
Например, во время медитации любящей доброты мы активизируем и поддерживаем это психическое состояние, что даёт к нему больший доступ в повседневной жизни.
4. Развивать безоценочность, принятие, умение управлять вниманием и другие составляющие осознанности можно и нужно в повседневной жизни, но гораздо проще это делать во время формальной медитации. В ней минимум отвлекающих факторов и более подходящие условия, чтобы глубже заглянуть в свое сердце и разум.
Согласитесь, что некоторые тонкие психологические явления сначала лучше исследовать в "контролируемой среде" лаборатории, чем сразу экспериментировать в суматохе жизни. Так мы приобретаем различные навыки, например выдерживать неприятные эмоции эмоции или ощущения в теле, а затем переносим их в повседневный опыт.
5. Формальная медитация позволяет успокоить разум и нервную систему так, как не успокоит неформальная.
6. Во время формальной медитации мы гораздо эффективней развиваем умение сосредотачивать внимание и сознательно выбирать реакции.
7. Для обучения осознанности и медитации важен личный опыт и собственные ответы на вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Этот опыт и ответы мы получаем во время регулярной формальной ментальной тренировки.
8. Наконец, можно посчитать время, когда мы действительно осознаны на протяжении дня. В большинстве случаев его недостаточно, чтобы полноценно вплести осознанность в нашу жизнь, особенно в сложные ситуации, где она действительно нам нужна. Иногда один из первых инсайтов, который мы получаем с ростом осознанности - это понимание того, насколько мало у нас осознанности.
Резюмируем вышесказанное.
Для вплетения осознанности в нашу жизнь важна как формальная, так и неформальная практика. Оба этих элемента позволяют получить качественные и устойчивые результаты. Они проявляются в виде умения справляться со сложными состояниями, развитием когнитивных функций и улучшением ментального здоровья. На более продвинутом уровне плоды практики приходят в виде прозрений в нашу глубинную природу и природу реальности.
Во время формальной практики мы гораздо быстрей учимся необходимым навыкам и получаем более глубокий опыт того, что в Школе Осознанности мы называем "Три-"С" - самопознание, саморазвитие и саморегуляция . Затем, мы переносим этот опыт и навыки в повседневную жизнь.
Чтобы обучать практикам осознанности и медитации, а также интегрировать их в свою работу с людьми, важно уметь самому качественно делать то, чему мы обучаем. Одним из инструментов помогающего специалиста является его личность, а также качество терапевтического присутствия, который по-сути и есть осознанность.
Стас Атман - когнитивно-поведенческий психолог. Автор проекта «Школа осознанности»