25.11.2021

МНЕ НЕ НУЖНА ФОРМАЛЬНАЯ ПРАКТИКА ОСОЗНАННОСТИ И МЕДИТАЦИИ?

"Мне не нужно ежедневно выделять время, чтобы заниматься практикой осознанности и медитацией. Я итак осознан большую часть дня. Все, что я делаю, является медитацией" - такое утверждение я иногда слышу от "продвинутых практиков". Кроме того, такое убеждение может присутствовать у тех, кто недавно знаком с темой майндфулнесс и медитации. Но так ли это на самом деле?
Предлагаю рассмотреть следующие вопросы:

Чем отличается формальная практика от неформальной?

Когда мы говорим об устойчивом внутреннем развитии, можно ли обойтись без системной, регулярной тренировки осознанности с помощью формальной медитации?

Можно ли эффективно внедрить терапевтическую осознанность (майндфулнесс) в практику психолога, коуча, психотерапевта и специалиста помогающей профессии, без опыта регулярной личной формальной практики?

Формальная практика - это когда мы выделяем специальное время, выбираем наиболее подходящие условия и занимаемся определенной техникой медитации. Она похожа на то, как человек занимающийся йогой одевает удобную одежду, расстилает коврик для йоги и выполняет комплекс упражнений на протяжении определенного времени.
Неформальная практика похожа на короткие потягивания, выправление осанки или регуляцию дыхания в повседневной жизни, например на рабочем месте или во время прогулки. Если провести аналогию с практикой осознанности - это может быть привнесение осознанности в повседневные действия, отмечание эмоций в повседневных ситуациях или периодическое возвращение внимание в тело.
Из этой аналогии становится понятны следующие моменты:

1. Формальная и неформальная практика имеют важное значение. Например, eсли мы развиваем самосострадание только на подушке или стуле для медитации, но не привносим его в жизненные ситуации, оно не сможет оказать влияния на наше ментальное здоровье и благополучие.

2. Неформальная практика не может полноценно заменить формальную практику, как переноска пакетов из супермаркета до машины не заменит по эффективности тренировку с гантелей в зале.

3. Формальная практика создает условия для неформальной практики.

Например, во время медитации любящей доброты мы активизируем и поддерживаем это психическое состояние, что даёт к нему больший доступ в повседневной жизни.

4. Развивать безоценочность, принятие, умение управлять вниманием и другие составляющие осознанности можно и нужно в повседневной жизни, но гораздо проще это делать во время формальной медитации. В ней минимум отвлекающих факторов и более подходящие условия, чтобы глубже заглянуть в свое сердце и разум.

Согласитесь, что некоторые тонкие психологические явления сначала лучше исследовать в "контролируемой среде" лаборатории, чем сразу экспериментировать в суматохе жизни. Так мы приобретаем различные навыки, например выдерживать неприятные эмоции эмоции или ощущения в теле, а затем переносим их в повседневный опыт.

5. Формальная медитация позволяет успокоить разум и нервную систему так, как не успокоит неформальная.

6. Во время формальной медитации мы гораздо эффективней развиваем умение сосредотачивать внимание и сознательно выбирать реакции.

7. Для обучения осознанности и медитации важен личный опыт и собственные ответы на вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Этот опыт и ответы мы получаем во время регулярной формальной ментальной тренировки.

8. Наконец, можно посчитать время, когда мы действительно осознаны на протяжении дня. В большинстве случаев его недостаточно, чтобы полноценно вплести осознанность в нашу жизнь, особенно в сложные ситуации, где она действительно нам нужна. Иногда один из первых инсайтов, который мы получаем с ростом осознанности - это понимание того, насколько мало у нас осознанности.

Резюмируем вышесказанное.

Для вплетения осознанности в нашу жизнь важна как формальная, так и неформальная практика. Оба этих элемента позволяют получить качественные и устойчивые результаты. Они проявляются в виде умения справляться со сложными состояниями, развитием когнитивных функций и улучшением ментального здоровья. На более продвинутом уровне плоды практики приходят в виде прозрений в нашу глубинную природу и природу реальности.

Во время формальной практики мы гораздо быстрей учимся необходимым навыкам и получаем более глубокий опыт того, что в Школе Осознанности мы называем "Три-"С" - самопознание, саморазвитие и саморегуляция . Затем, мы переносим этот опыт и навыки в повседневную жизнь.

Чтобы обучать практикам осознанности и медитации, а также интегрировать их в свою работу с людьми, важно уметь самому качественно делать то, чему мы обучаем. Одним из инструментов помогающего специалиста является его личность, а также качество терапевтического присутствия, который по-сути и есть осознанность.

Стас Атман - когнитивно-поведенческий психолог. Автор проекта «Школа осознанности»
Есть ли у вас опыт формальной и неформальной практики какого-либо навыка, умения, занятия? Чем они отличаются и как дополняют друг друга в жизни?